Выступление на общешкольном педагогическом совещании: «Применение ИКТ в учебно- воспитательном процессе».
Выступающий: учитель информатики – Фахрутдинова Г.М.
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)
В настоящее время в становлении новой системы образования нельзя представить современное обучение и воспитание учащихся без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Под ИКТ подразумевается использование компьютера, ноутбука, планшета, Интернета, телевизора, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть , того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Задача современной школы – формировать способность действовать, и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. То обстоятельство, что детям придётся жить, реализовывать свои цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет нас задуматься о формировании у выпускников способностей к саморазвитию и самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами развития самого общества, но и опережать их. Поэтому необходимо переосмысление образовательных моделей, переход от моделей «Делай как я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества), к модели «Делай лучше меня» (развивающее обучение).
Сегодня педагог свободно использует компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности. Он вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, общается с детьми на одном языке. Цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения более эффективным и дают возможность повысить собственный профессиональный уровень педагога и уровень учебного материала.
Использование ИКТ способствует:
повышению эффективности процесса обучения и воспитания;
усилению межпредметных связей;
повышению мотивации обучения;
активизации познавательной сферы учащихся;
стремлению учащихся и педагогов к постоянному самосовершенствованию;
отслеживанию результатов обучения и воспитания;
планированию и систематизации работы.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…» Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Прежде всего – аудио- и видеоряд позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность, наряду с коммуникативной, все более определяет уровень его образованности.
Применение ИКТ позволяет рационально и экономно использовать время и силы педагога: подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса, подбор познавательного материала к занятиям, мероприятиям, знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий, обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов, оформление документации, отчетов. Все материалы школьных мероприятий обрабатываются, систематизируются в папки. Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Ведутся видеосъемки мероприятий, затем систематизируются в электронный школьный фотоальбом. Проводятся педсоветы и семинары, мониторинг с использованием ИКТ, ведутся портфолио, классные часы и общешкольные родительские собрания с использованием презентаций и видеофильмов.
Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. Создание мультимедийных проектов становится привычной формой урочной и внеурочной деятельности. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данный вид работы позволяет детям принимать участие в конкурсах, творческих проектах школьного, районного, областного и всероссийского уровней. Старшеклассниками создаются видеофильмы, ролики для важных событий и мероприятий. В детском объединении ведется диагностика успеваемости, оформляется рейтинг по активной жизненной позиции классных коллективов, работает пресс-центр, результатом которого являются выпуски школьной газеты и литературных альманахов, печатаются буклеты, плакаты, рисунки, открытки.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Создание единого информационного пространства школы путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Учителю нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование», необходимо стремиться к самосовершенствованию, познавать новые стороны информатизации, стараться не отходить от модели «Делай лучше меня».
Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня, ИКТ завоевало себе место не только в учебном, но и в воспитательном, методическом и управленческом процессах в школе. Работать по-новому интересно, увлекательно. Это верный путь в будущее школьного образования. |