Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 22:10

Официальный сайт МОУ Основной Школы №3 г.Волжска РМЭ

Меню сайта
Форма входа

Методическая копилка

Главная » Статьи » Мои статьи

Выступление на педсовете Прохоровой Д.А.

Презентация

Тема: Формирование надпредметных способов учебной деятельности
(общеучебных умений)

(слайд 2)Показателем результативности работы педагога является готовность учащихся к самообразовательной деятельности, к самостоятельной организации или собственной познавательной деятельности, в частности учебного труда. Оценку этого конечного результата деятельности учителя осуществляют путем определения сформированности у школьников общеучебных умений и навыков, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности.

В новых образовательных стандартах начального и основного общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки выпускников.

 

(слайд 3) Исследователи выделяют:

  • Общие учебные знания (как фундаментальные), одним из которых является умение читать, воспроизводить содержание текста, высказывать свои мысли, отличать существенное и второстепенное.
  • Специальные учебные умения (по предмету), представленные в учебных программах.

    Обратимся к терминам «умения» и «навыки».

(слайд 4)    Умение – это готовность выполнять действие (А.В.Усова); способность выполнить работу качественно, в новых условиях и в определенные сроки (К.К.Платонов); возможность выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в котором приходится действовать (педэнциклопедия). Модификаций термина «умение» много. Главное понятие – эффективность выполнения действия.

(слайд 5) Навык – это автоматизированное сознательное действие человека, характеризующееся высокой мерой усвоения; действие, доведенное до автоматизма, то есть выполнение действия «само собой».

Умения и навыки формируются в действиях, но формируются разными путями. Умения – через упражнения в изменяющихся условиях, то есть постоянное перенесение действий в новые условия, в новую ситуацию. Навыки приобретаются в многократных упражнениях в одних и тех же условиях деятельности. Действие выполняется автоматически, контроль осуществляется подсознательно, что ведет к разгрузке мозга. Ученик, владеющий навыком, может совершать действие быстрее и эффективнее, нежели тот, у которого навык менее автоматизирован, что ведет к сокращению времени на выполнение любого действия, уменьшает количество ошибок.

Для чего необходимо формировать умения и навыки? Для того, чтобы научить учащихся учиться.

(слайд 6) Учиться – значит уметь:

  • - рационально организовать свой учебный труд;
  • - самостоятельно добывать знания;
  • - ориентироваться в стремительном потоке информации.

Формирование любого умения – это процесс длительный, систематический и целенаправленный.

(слайд 7) Общеучебные умения и навыки в целом можно выделить в следующие группы:

  • - специальные умения (или предметные);
  • - умения рационального учебного труда;
  • - интеллектуальные умения.

Первая группа умений имеет специфику по каждому учебному предмету. Сущность второй группы умений заключается в самоорганизации, саморегуляции учебной деятельности. Это умения:

  • - пользоваться различными источниками знаний и оформлять результаты работы с этими источниками;
  • - планировать и организовывать свою учебную деятельность;
  • - контролировать результаты и корректировать их;
  • - управлять своей деятельностью.
  • Все они взаимосвязаны и представляют единое целое.
  • Третья группа умений является ядром учебной деятельности. Она объединяет все школьные предметы. Владеть мыслительными операциями: анализа и синтеза, обобщения и дифференциации, абстрагирования и конкретизации, сравнения и аналогии, установления причинно-следственных связей и антиципации – это значит: уметь учиться, быть свободным и уверенным в себе человеком, способным жить в этом быстро меняющемся мире.

В последние годы многие ученые, занимающиеся данной проблемой, в составе общеучебных умений стали выделять и коммуникативные. Коммуникативные умения предполагают владение устной и письменной речью.

(слайд 8,9) Классификация основных общеучебных и надпредметных умений (Поташник М.М. и Левит М.В.):

  • - читать осмысленно, понимать прочитанное;
  • - запоминать и воспроизводить по памяти устный и письменный текст;
  • - чертить, рисовать;
  • - монологически высказываться;
  • - вести учебный диалог;
  • - читать карту, таблицу, диаграмму;
  • - отвечать на вопросы, решать задачи, проблемы;
  • - ставить вопросы, формулировать задачи, видеть проблемы;
  • - составлять простой и сложный планы;
  • - составлять тезисы, конспекты;
  • - составлять структурные и логические схемы;
  • - записывать содержание урока;
  • - пересказывать текст устно, излагать письменно;
  • - создавать текст по образцу;
  • - действовать по инструкции, алгоритму;
  • - создавать текст по заданной теме, виду, жанру;
  • - использовать приобретенные знания в стандартной (аналогичной) ситуации;
  • -«переносить»- использовать приобретенные знания в нестандартной (новой) учебной ситуации.

(слайд 10) При формировании общеучебных умений и навыков можно придерживаться следующей последовательности.

  1. Выявление детей, у которых слабо развиты ОУУН.
  2. Обеспечение учащихся комплектами алгоритмов выполнения заданий для формирования и развития ОУУН.
  3. Выполнение заданий должно осуществляться по следующей методике:
  • чтение задания, фиксация понимания его учащимися;
  • выбор алгоритма выполнения задания;
  • контроль правильности выполнения задания.
  1. Работа должна быть в системе и спланирована.

 

(слайд 11) Общеучебные умения и навыки способствуют решению задачи повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого»  он сможет применить на практике.

Хочется еще раз сказать о важности формирования надпредметных умений. Да, пока главным критерием успеха ученика считается хорошо написанная контрольная работа или сданный экзамен, с нас не спрашивают уровень развития надпредметных умений наших учеников. Нам удобнее работать по старинке – передавать предметное содержание, но что важнее для наших детей, для их будущего образовательного и профессионального пути?

Литература

 

  1. Бурцева О.Ю. Изучаем основы теории познания. М., 2003.
  2. Грант Д. Как подготовить школьников к тому, чтобы они думали и говорили самостоятельно // Школьные технологии. — 2001. —№ 2
  3. Демидова Т. Е. Общеучебные умения как ключ к решению актуальных проблем образовательной политики // Начальная школа: плюс – минус. — 2002. — № 5.
  4. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников// Народное образование. – 1982. – № 10.
  5. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника./ Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: «Академия развития», 1997 г.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Guzeliya (23.01.2017)
Просмотров: 288
Поиск по сайту
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом
Полезные ссылки:
Минпросвещения России
Министерство образования Марий Эл
МУ "Отдел образования" г.Волжск
Официальный сайт городской округ Город Волжск
"Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Образовательный портал РМЭ

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz