Презентация
Тема: Формирование надпредметных способов учебной деятельности
(общеучебных умений)
(слайд 2)Показателем результативности работы педагога является готовность учащихся к самообразовательной деятельности, к самостоятельной организации или собственной познавательной деятельности, в частности учебного труда. Оценку этого конечного результата деятельности учителя осуществляют путем определения сформированности у школьников общеучебных умений и навыков, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности.
В новых образовательных стандартах начального и основного общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки выпускников.
(слайд 3) Исследователи выделяют:
- Общие учебные знания (как фундаментальные), одним из которых является умение читать, воспроизводить содержание текста, высказывать свои мысли, отличать существенное и второстепенное.
- Специальные учебные умения (по предмету), представленные в учебных программах.
Обратимся к терминам «умения» и «навыки».
(слайд 4) Умение – это готовность выполнять действие (А.В.Усова); способность выполнить работу качественно, в новых условиях и в определенные сроки (К.К.Платонов); возможность выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в котором приходится действовать (педэнциклопедия). Модификаций термина «умение» много. Главное понятие – эффективность выполнения действия.
(слайд 5) Навык – это автоматизированное сознательное действие человека, характеризующееся высокой мерой усвоения; действие, доведенное до автоматизма, то есть выполнение действия «само собой».
Умения и навыки формируются в действиях, но формируются разными путями. Умения – через упражнения в изменяющихся условиях, то есть постоянное перенесение действий в новые условия, в новую ситуацию. Навыки приобретаются в многократных упражнениях в одних и тех же условиях деятельности. Действие выполняется автоматически, контроль осуществляется подсознательно, что ведет к разгрузке мозга. Ученик, владеющий навыком, может совершать действие быстрее и эффективнее, нежели тот, у которого навык менее автоматизирован, что ведет к сокращению времени на выполнение любого действия, уменьшает количество ошибок.
Для чего необходимо формировать умения и навыки? Для того, чтобы научить учащихся учиться.
(слайд 6) Учиться – значит уметь:
- - рационально организовать свой учебный труд;
- - самостоятельно добывать знания;
- - ориентироваться в стремительном потоке информации.
Формирование любого умения – это процесс длительный, систематический и целенаправленный.
(слайд 7) Общеучебные умения и навыки в целом можно выделить в следующие группы:
- - специальные умения (или предметные);
- - умения рационального учебного труда;
- - интеллектуальные умения.
Первая группа умений имеет специфику по каждому учебному предмету. Сущность второй группы умений заключается в самоорганизации, саморегуляции учебной деятельности. Это умения:
- - пользоваться различными источниками знаний и оформлять результаты работы с этими источниками;
- - планировать и организовывать свою учебную деятельность;
- - контролировать результаты и корректировать их;
- - управлять своей деятельностью.
- Все они взаимосвязаны и представляют единое целое.
- Третья группа умений является ядром учебной деятельности. Она объединяет все школьные предметы. Владеть мыслительными операциями: анализа и синтеза, обобщения и дифференциации, абстрагирования и конкретизации, сравнения и аналогии, установления причинно-следственных связей и антиципации – это значит: уметь учиться, быть свободным и уверенным в себе человеком, способным жить в этом быстро меняющемся мире.
В последние годы многие ученые, занимающиеся данной проблемой, в составе общеучебных умений стали выделять и коммуникативные. Коммуникативные умения предполагают владение устной и письменной речью.
(слайд 8,9) Классификация основных общеучебных и надпредметных умений (Поташник М.М. и Левит М.В.):
- - читать осмысленно, понимать прочитанное;
- - запоминать и воспроизводить по памяти устный и письменный текст;
- - чертить, рисовать;
- - монологически высказываться;
- - вести учебный диалог;
- - читать карту, таблицу, диаграмму;
- - отвечать на вопросы, решать задачи, проблемы;
- - ставить вопросы, формулировать задачи, видеть проблемы;
- - составлять простой и сложный планы;
- - составлять тезисы, конспекты;
- - составлять структурные и логические схемы;
- - записывать содержание урока;
- - пересказывать текст устно, излагать письменно;
- - создавать текст по образцу;
- - действовать по инструкции, алгоритму;
- - создавать текст по заданной теме, виду, жанру;
- - использовать приобретенные знания в стандартной (аналогичной) ситуации;
- -«переносить»- использовать приобретенные знания в нестандартной (новой) учебной ситуации.
(слайд 10) При формировании общеучебных умений и навыков можно придерживаться следующей последовательности.
- Выявление детей, у которых слабо развиты ОУУН.
- Обеспечение учащихся комплектами алгоритмов выполнения заданий для формирования и развития ОУУН.
- Выполнение заданий должно осуществляться по следующей методике:
- чтение задания, фиксация понимания его учащимися;
- выбор алгоритма выполнения задания;
- контроль правильности выполнения задания.
- Работа должна быть в системе и спланирована.
(слайд 11) Общеучебные умения и навыки способствуют решению задачи повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Хочется еще раз сказать о важности формирования надпредметных умений. Да, пока главным критерием успеха ученика считается хорошо написанная контрольная работа или сданный экзамен, с нас не спрашивают уровень развития надпредметных умений наших учеников. Нам удобнее работать по старинке – передавать предметное содержание, но что важнее для наших детей, для их будущего образовательного и профессионального пути?
Литература
- Бурцева О.Ю. Изучаем основы теории познания. М., 2003.
- Грант Д. Как подготовить школьников к тому, чтобы они думали и говорили самостоятельно // Школьные технологии. — 2001. —№ 2
- Демидова Т. Е. Общеучебные умения как ключ к решению актуальных проблем образовательной политики // Начальная школа: плюс – минус. — 2002. — № 5.
- Программа развития общих учебных умений и навыков школьников// Народное образование. – 1982. – № 10.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника./ Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
|