Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 23:01

Официальный сайт МОУ Основной Школы №3 г.Волжска РМЭ

Меню сайта
Форма входа

Методическая копилка

Главная » Статьи » Мои статьи

Выступление на семинаре 11.03.2016 Кошпаевой Е.В.

Презентация 

ВЫСТУПЛЕНИЕ

«Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время» из опыта работы учителей

МОУ ОШ № 3 г. Волжска

Притча

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен

                                                     сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его

                                              крылатым, если я сам хожу по земле?» -

  изумился педагог. Но спустя некоторое время

мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а

за ним еле поспевает крылатый учитель. Они

                                            спустились к мудрецу, и учитель начал

                                               расхваливать крылья мальчика, любовно

                                                      гладя их руками. «Но твои крылья нравятся

                                             мне больше!» - сказал мудрец педагогу». 

 

 

       Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личные запросы, решать и проблемы общества.  Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческого потенциала учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

 

                В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одаренный. Объектом пристального внимания является развивающаяся личность с ее внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

                   В основе работы педагогов нашей школы с учащимися по развитию творческих способностей лежит высказывание  Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить», которое представлено в виде педагогического кредо:

«Как научить ребенка мир любить?

Как показать, что жизнь крылата?

Попробуй научить детей творить –

И крылья обретут ребята!»

 

(СЛАЙД 2) «Способности человека можно представить в виде дерева   

- корни – задатки от природы

- ствол – общие способности

- ветви – специальные способности, в том числе и творческие.

 

 

На одном из совещаний в сентябре месяце мы задались вопросом: «Почему в дети не всегда желают самостоятельно мыслить,  сопоставлять факты и искать информацию т.е. не проявляют творческой активности. Чем это вызвано? Низкими творческим потенциалом т.е. тем ядром внутренних сил, которое помогает человеку реализоваться, или есть и другие причины?

 

 (СЛАЙД 3)

 

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:

1.     снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;

2.     отсутствие нравственного ориентира;

3.     заниженная самооценка учащихся;

4.    социальные проблемы (расслоение общества, потребность в высококвалифицированных кадрах).

 

(СЛАЙД 4)

Объектом исследования мы выбрали развитие творческих способностей младшего школьника на уроках.

 

Цель исследования - повышение мотивации обучения на уроках  через развитие творческих способностей младших школьников.

 

Были поставлены задачи:

  • собрать практический материал по названной теме, систематизировать;
  • привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы.

(СЛАЙД 5)

Работа по данной теме разделена на несколько этапов

1-й этап – подготовительный:  заключался в изучении и обсуждении литературы по данной теме.

2-й этап – диагностический:  была проведена психодиагоностика творческого мышления  учащихся начальной школы. Диагностика креативности проводилась по методу Джонсона, в модификации Елены Туник. Чуть позже мы продиагностировали группу детей, посещающую занятия по подготовке к школе на базе МОУ ОШ № 3. В этом есть смысл т.к. большая часть детей из этой группы будет обучаться в нашей школе и педагоги уже будут готовы к работе с этой группой, выбирая наиболее приемлемые методы и формы  педагогического воздействия по развитию креативности.

 

 

(СЛАЙД 6)

Мы получили следующие результаты: основная масса детей – это дети со средним уровнем творческих способностей. В двух группах – 1и 2 классах вообще нет детей с высоким уровнем развития творческих способностей. Зато во всех группах довольно много детей с низкими и очень низкими творческими способностями.

 

(СЛАЙД 7-8)

Развитие креативности мы сравнили с успеваемостью в 1-м и 2-м триместрах 2015/2016 учебного года. Диаграммы анализа успеваемости почти полностью совпадают с творческими возможностями учащихся, особенно во 2-м триместре.

3-й этап -

.

(СЛАЙД 9)

 Сама проблема развития творческих способностей не нова, но до сих пор актуальна.   Любопытство - жажда новизны, характерна для каждого здорового ребенка. Очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность» - «познавательную потребность».

Поэтому одна из главных задач педагога - развитие творческой самостоятельности учащихся.

 

(СЛАЙД 10)

Развивать творческие способности? Что это значит?

1.Это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычек анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

2.Это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности обучающегося.

3.Это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

 

 

(СЛАЙД 11)

Образование само по себе есть дело формальное. Оно развивает память и даёт кучу отвлечённых сведений. Образование одной лишь памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным, не хватает воспитания души. И этот процесс ,,воспитания души ” у нас в школе реализуется  через технологию творческого развития. Нестандартные уроки (урок-сказка, урок-путешествие, урок –игра и т.д.), творческие задания, элементы проблемного обучения, проектная деятельность – все это развивает творчество у детей.  

 

Новые федеральные  государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.   Модель внеурочной деятельности учащихся начальной школы, разработанная творческим коллективом педагогов нашей школы, уже нашла своё применение и продолжает совершенствоваться, исходя из запросов родителей и учащихся.

 

(СЛАЙД 12)

Внеучебная деятельность для младших школьников – это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно  повышают активность и работоспособность  детей, способствуют психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

 

Внеурочная деятельность представлена кружками «Азбука безопасности», «Остров сокровищ» , «Умелые ручки»

«Умники и умницы»,  «Цветник духовный»

«Развивайка»,  «Край родной»

«АБВГДейка»,  Кружок вокального пения «Домисолька»  

 

Формы организации занятий данного направления разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники, викторины, конкурсы, театрализованные постановки и т.д.

Причём каждый вид внеучебной деятельности –творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой- обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в совокупности даёт большой воспитательный эффект.

 

(СЛАЙД 13)

  Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное. Нам не дано предугадать, кем станет ребенок, когда вырастет. Но мы можем и должны создать все условия для гармоничного развития его личности. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

Давайте вспомним мультфильм про Винни Пуха: как был удивлен, изумлен, а затем обрадован Ослик Иа, когда выяснил, что горшочку из под меда можно найти другое применение: в него входит и выходит лопнувший шарик.

Закончить свое выступление хочу высказыванием:

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее. 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Guzeliya (23.01.2017)
Просмотров: 208
Поиск по сайту
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом
Полезные ссылки:
Минпросвещения России
Министерство образования Марий Эл
МУ "Отдел образования" г.Волжск
Официальный сайт городской округ Город Волжск
"Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Образовательный портал РМЭ

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz