Презентация
ВЫСТУПЛЕНИЕ
«Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время» из опыта работы учителей
МОУ ОШ № 3 г. Волжска
Притча
«Мудрец напомнил учителю, что тот должен
сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его
крылатым, если я сам хожу по земле?» -
изумился педагог. Но спустя некоторое время
мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а
за ним еле поспевает крылатый учитель. Они
спустились к мудрецу, и учитель начал
расхваливать крылья мальчика, любовно
гладя их руками. «Но твои крылья нравятся
мне больше!» - сказал мудрец педагогу».
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческого потенциала учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одаренный. Объектом пристального внимания является развивающаяся личность с ее внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.
В основе работы педагогов нашей школы с учащимися по развитию творческих способностей лежит высказывание Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить», которое представлено в виде педагогического кредо:
«Как научить ребенка мир любить?
Как показать, что жизнь крылата?
Попробуй научить детей творить –
И крылья обретут ребята!»
(СЛАЙД 2) «Способности человека можно представить в виде дерева
- корни – задатки от природы
- ствол – общие способности
- ветви – специальные способности, в том числе и творческие.
На одном из совещаний в сентябре месяце мы задались вопросом: «Почему в дети не всегда желают самостоятельно мыслить, сопоставлять факты и искать информацию т.е. не проявляют творческой активности. Чем это вызвано? Низкими творческим потенциалом т.е. тем ядром внутренних сил, которое помогает человеку реализоваться, или есть и другие причины?
(СЛАЙД 3)
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:
1. снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;
2. отсутствие нравственного ориентира;
3. заниженная самооценка учащихся;
4. социальные проблемы (расслоение общества, потребность в высококвалифицированных кадрах).
(СЛАЙД 4)
Объектом исследования мы выбрали развитие творческих способностей младшего школьника на уроках.
Цель исследования - повышение мотивации обучения на уроках через развитие творческих способностей младших школьников.
Были поставлены задачи:
- собрать практический материал по названной теме, систематизировать;
- привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы.
(СЛАЙД 5)
Работа по данной теме разделена на несколько этапов
1-й этап – подготовительный: заключался в изучении и обсуждении литературы по данной теме.
2-й этап – диагностический: была проведена психодиагоностика творческого мышления учащихся начальной школы. Диагностика креативности проводилась по методу Джонсона, в модификации Елены Туник. Чуть позже мы продиагностировали группу детей, посещающую занятия по подготовке к школе на базе МОУ ОШ № 3. В этом есть смысл т.к. большая часть детей из этой группы будет обучаться в нашей школе и педагоги уже будут готовы к работе с этой группой, выбирая наиболее приемлемые методы и формы педагогического воздействия по развитию креативности.
(СЛАЙД 6)
Мы получили следующие результаты: основная масса детей – это дети со средним уровнем творческих способностей. В двух группах – 1и 2 классах вообще нет детей с высоким уровнем развития творческих способностей. Зато во всех группах довольно много детей с низкими и очень низкими творческими способностями.
(СЛАЙД 7-8)
Развитие креативности мы сравнили с успеваемостью в 1-м и 2-м триместрах 2015/2016 учебного года. Диаграммы анализа успеваемости почти полностью совпадают с творческими возможностями учащихся, особенно во 2-м триместре.
3-й этап -
.
(СЛАЙД 9)
Сама проблема развития творческих способностей не нова, но до сих пор актуальна. Любопытство - жажда новизны, характерна для каждого здорового ребенка. Очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность» - «познавательную потребность».
Поэтому одна из главных задач педагога - развитие творческой самостоятельности учащихся.
(СЛАЙД 10)
Развивать творческие способности? Что это значит?
1.Это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычек анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
2.Это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности обучающегося.
3.Это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
(СЛАЙД 11)
Образование само по себе есть дело формальное. Оно развивает память и даёт кучу отвлечённых сведений. Образование одной лишь памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным, не хватает воспитания души. И этот процесс ,,воспитания души ” у нас в школе реализуется через технологию творческого развития. Нестандартные уроки (урок-сказка, урок-путешествие, урок –игра и т.д.), творческие задания, элементы проблемного обучения, проектная деятельность – все это развивает творчество у детей.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Модель внеурочной деятельности учащихся начальной школы, разработанная творческим коллективом педагогов нашей школы, уже нашла своё применение и продолжает совершенствоваться, исходя из запросов родителей и учащихся.
(СЛАЙД 12)
Внеучебная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Внеурочная деятельность представлена кружками «Азбука безопасности», «Остров сокровищ» , «Умелые ручки»
«Умники и умницы», «Цветник духовный»
«Развивайка», «Край родной»
«АБВГДейка», Кружок вокального пения «Домисолька»
Формы организации занятий данного направления разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники, викторины, конкурсы, театрализованные постановки и т.д.
Причём каждый вид внеучебной деятельности –творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой- обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в совокупности даёт большой воспитательный эффект.
(СЛАЙД 13)
Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Нам не дано предугадать, кем станет ребенок, когда вырастет. Но мы можем и должны создать все условия для гармоничного развития его личности. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
Давайте вспомним мультфильм про Винни Пуха: как был удивлен, изумлен, а затем обрадован Ослик Иа, когда выяснил, что горшочку из под меда можно найти другое применение: в него входит и выходит лопнувший шарик.
Закончить свое выступление хочу высказыванием:
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.
|